«Евгений Онегин» в Большом театре
Евгению Онегину судьбой было предрешено производить фурор и переполох везде, где бы он ни появился: нежданный, он внес струю
свежего воздуха и манящей тайны в размеренную и привычную жизнь окрестного общества; перевернул современную ему литературу; разрушил устойчивые
каноны музыкальной традиции; наконец, заставил по-новому посмотреть на условность и рутину музыкального театра, став "первой ласточкой"
"художественного реализма" Станиславского в опере. Такой эффект тем удивительнее, что Онегин - и все "Онегины" - не возникал из пустоты или
неведомой дали, но каждый раз являлся плотью от плоти окружающей его культурной среды, закономерно вырастал из "генеральной линии" своего времени,
будь то в литературе, музыке или в театре.
Задуманный Пушкиным как противовес классическому роману и романтической поэме, "Онегин" сам стал образцом романа. Задуманный
Чайковским как "лирические сцены", тяготеющие к камерному театральному пространству, - стал одним из символов оперы как жанра, и законченную форму,
с известной всему миру фразой о позоре, тоске и жалком жребии "Евгений Онегин" обрел на сцене Императорского Большого театра в 1881 году, равно как
и верхнее "фа" в финале первого действия.
Сопрано и тенора, баритоны и басы - харизматические роли нашлись в этой опере для всех голосов. "Энциклопедия русской жизни", на
оперной сцене "Онегин" стал "Энциклопедией знаменитых исполнителей": певец, оказавшийся достойным спетой партии, немедленно становился звездой.
Фигуры дирижеров за пультом "Онегина" знаменовали музыкальные эпохи Большого - Энрико Бевиньяни, сам Чайковский, Вячеслав Сук,
Николай Голованов, Василий Небольсин, Александр Мелик-Пашаев, Мстислав Ростропович, Александр Лазарев, Марк Эрмлер именно через эту оперу утверждали
свое понимание стилистики театра в целом. Художественное решение "Евгения Онегина" - парадные картинки Карла Вальца, "славянофильские" Константина
Коровина или подчеркнуто-бытовые, проработанные в мельчайших деталях интерьеры Петра Вильямса, - знаки эпохи театральной, подчеркивающие и
особенности режиссерского "почерка". "Онегин" становился и становится магическим зеркалом, в котором отражаются все предпочтения и образы времени.
Обойтись без "главной русской оперы" "главная сцена страны" не может - и потому количество представлений в Большом театре исчисляется - с премьеры
1881 года - тысячами, юбилеи "Евгения Онегина" отмечаются с подобающими легендарным героям почестями, и каждый спектакль идет с неизменным аншлагом.
Татьяна Белова (текст из буклета к спектаклю, дается с сокращениями)