Постановки оперы «Евгений Онегин»
Впервые опера Петра
Ильича Чайковского увидела свет в начале 1879
года в Москве на сцене Малого театра, все партии
в постановке исполнили учащиеся московской
консерватории. В 1881 году состоялась премьера
оперы на сцене
Большого театра, дирижировал автор. Далее
последовали постановки в Петербурге, Харькове,
Киеве и Одессе.
В 1944 году
театральный режиссёр
Борис Покровский
получил приглашение от дирекции Большого театра
поставить оперу Чайковского
«Евгений Онегин».
В это время исход войны был уже
предрешён, государственную верхушку ожидала
новая волна репрессий, а простому народу нужны
были убедительные доказательства восстановления
мощи страны. Опера Чайковского, по задумке
партийных идеологов, должна была стать ещё одним
орудием советской пропаганды, наглядно
продемонстрировав, как прекрасен и роскошен
главный советский театр и его репертуаром.
Исторический контекст обусловил монументальность
постановки: пышные интерьеры усадеб, шикарные
костюмы актёров,- всё должно было говорить, о
достатке и процветании советского театра. В
таком виде опера просуществовала на сцене
Большого до времён перестройки.
Затем произведение
было восстановлено при участии того же Бориса
Покровского в 2000 году. Опера шла на сцене
Кремлёвского
дворца съездов вплоть до появления новой
трактовки, созданной под руководством другого
театрального режиссёра
Дмитрия Чернякова.
Время настало другое, новое, и задачи появились
другие.
Современная постановка оперы «Евгений
Онегин», как и постановка любого другого
театрального произведения сегодня,- это бизнес-проект.
Основной задачей проекта является получение
прибыли, а поскольку современный зритель (если
он не страдает любовью к классическому
искусству) уже пресытился всем новым и
интересным и его трудно заманить на оперу,
театральные режиссёры и администраторы стараются
всеми правдами и неправдами всучить зрителю свой
продукт. Зачастую продукт действительно качественный и стоящий
покупки.
Действие оперы
Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова легко
можно было бы отнести к концу девятнадцатого и
началу двадцатого веков, российский
провинциальный свет принять за изысканное
столичное общество, не говоря уже о том, что
основным конфликтом произведения стал конфликт
привычного круга вещей и ворвавшегося в
рутинное существование сильного чувства. Если оставить в стороне
спорность постановочной части спектакля, то
взору предстанут лиричные музыкальные фрагменты,
прекрасные оперные арии, классические
музыкальные темы, знакомые даже тем, кто никогда
не слышал оперу целиком.
Постановка
Большого театра отнюдь не единственная, другие современные
постановки «Евгения Онегина» идут на сценах
Саратовского
академического театра оперы и балета,
Областного русского
драматического театра в Луганске,
Музыкального
театра в Ростове, в
актовом зале
Санкт-Петербургского государственного
университета, в
Большом зале филармонии Петрозаводска, на
сцене Мариинского
театра в Санкт-Петербурге. В будущем опера
будет поставлена на сцене
Метрополитен опера
в Нью-Йорке.